Выбрать страницу

«Хватит плакать!»

Нас всех воспитывали, исходя из неверных представлений о психологии эмоций. Во времена нашего детства и детства наших родителей считалось, что эмоции – это что-то неважное, ненужное, глупое и мешающее. Интеллект, логика – это да, на это можно и нужно опираться и принимать во внимание. Эмоции же – какой-то мусор. Давайте их отбросим!

И детей воспитывали таким образом, чтобы убить их эмоции. Не реагировали на плач младенцев (берешь на руки – избалуешь!), не выясняли, в чем причина капризов. Только крики и понукания.

Отмахивались от наших переживаний в школе: «Сама виновата», «Отстань!», «Да ладно тебе, это не стоит твоих переживаний!»

В общем, считалось, что если обращать внимание на эмоции ребенка, вырастет слабая, избалованная личность. Но на деле все наоборот: тот, кто не дружит с эмоциями – невротик, слабая, низкоэнергетичная личность, которая несчастлива в отношениях с людьми и собой.

Навык дружбы со своими эмоциями называется эмоциональным интеллектом. В идеале он легко развивается в детстве родителями с высоким эмоциональным интеллектом. Если в вашем детстве такого не было, значит, придется развивать его самостоятельно.

Это большая и сложная работа: узнавать эмоции, давать им место, считать любые эмоции нормальными и приемлемыми (нет плохих и хороших эмоций), интерпретировать (почему они возникли), доносить до других людей свои эмоции, уметь управлять ими (не усиливая и не заглушая), опираться на эмоции в процессе мышления и при принятии решений.

Сейчас мы разбираем эту тему на тренинге «Целостность» в блоке «Обретение внутренней матери». И у многих девчонок шок и недоумение, что все эмоции хороши, не нужно ругать себя за них, отмахиваться от них, и что нужно опираться в принятии решений и на эмоции тоже!

А вы что думаете? Эмоции мешают или важны? Существуют «плохие» эмоции? Как воспитываете детей?