Откуда берется проблема противостояния Хочу и Надо?
Эту проблему создают:
1) родительские и общественные наставления,
2) философия чрезмерного потребления.
Для древних людей все было просто. Они сидели в пещере и мужчины шли на охоту, а женщины шли собирать коренья не потому что Надо, а потому что они хотели кушать и их дети плакали от голода. Делали одежду из шкуры, потому что холодно. Поддерживали костер, потому что сложно было добывать искру огня снова, если костер вдруг погас. Простая целостная жизнь. Охотник не лежал на шкуре, лениво размышляя — хочу я идти на охоту или хочу еще полежать здесь.
Чем дальше уходил технических прогресс, чем более цивилизованной становилась жизнь человека, тем проще становилось удовлетворить наши потребности. Накормить себя, обогреть, обеспечить одеждой для тепла теперь очень просто. И остается куча свободного времени. Вот здесь и возникает конфликт Хочу и Надо. Наши родители учат нас тому, чему их учили их родители, а тех в свою очередь их родители и так на много поколений назад. А давние поколения еще помнят все сложности жизни. Они твердо заучили, что для того чтобы прокормить, обогреть и защитить себя и свою семью нужно делать очень много вещей, тратя на это большую часть своего времени. Они уверены, что для этого нужно ходить на работу, а чтобы ходить на работу, нужно сначала получить высшее образование, а до этого 10 лет хорошо учиться в школе. Нужно быть законопослушным гражданином и быть как все.
В разных культурах существуют дополнительные многочисленные Надо. Например, в некоторых для «выживания» нужно поддерживать постоянные отношения с родственниками, общаться с ними, навещать, принимать участие в многочисленных праздничных посиделках. Также, чтобы жизнь не казалось серой и скучной, нужно «отдыхать» — смотреть телевизор, выпивать алкоголь в компании друзей. Кто-то настаивает на том, что Надо часто ходить в церковь, у других есть необходимость поддерживать свой статус и посещать светские мероприятия. И еще много-премного Надо.
В общем, с самого детства нас учат, как Надо жить, чтобы удовлетворить свои потребности. Мы тщательно запоминаем все эти схемы и начинаем реализовывать их в своей жизни. Вы уже выучились в школе, большинство из вас получили высшее образование, вы каждый день ходите на работу, и «отдыхаете» после нее — смотрите телевизор и общаетесь с друзьями. Вы стремитесь покупать как можно больше вещей. А раз в год, если вам повезет, вы отправляетесь в отпуск.
На самом деле, чтобы обеспечить свои минимальные потребности, не нужно тратить все свое время. Еда, тепло, одежда обеспечиваются просто и легко. Не нужно жертвовать всю свою жизнь на это. Вы станете возражать, что вам нужно ОЧЕНЬ много денег для счастья. И что для этого нужно очень много работать. Но это не правда. Это подмена понятий. И это проблема излишнего потребления.
Сейчас я дам немного политики, но этого не избежать. Нашим миром правит экономика и корпорации. Цель корпораций — получать как можно больше прибыли, производя и продавая как можно больше вещей. Чтобы вещи покупались, нужны покупатели. Это мы с вами. Во-первых, производимые сейчас товары специально создают быстро изнашиваемыми и такими, что они быстро технологически устаревают. Например, компании по производству сотовых телефонов известны самые передовые технологии, и они могут встроить их в мобильные устройства средней стоимости. Но они не делают этого. Они начиняют сотовые телефоны устройствами среднего уровня, чтобы они быстро морально устаревали и потребитель хотя бы раз в год менял телефон на новый.
Но еще большую проблему представляют средства массовой информации. Они также служат корпорациям. Передачи, ток-шоу, видеоклипы, репортажи из домов богатых людей вещают нам о том, что «нормальная» жизнь — это жизнь с огромным количеством вещей; что вещи (одежду, технику, предметы быта, машины, дома) нужно постоянно и постоянно покупать. Если у тебя мало вещей — ты никто. Ты, твоя ценность — это совокупность всех вещей, которые ты имеешь. Имеешь мало вещей — ты никто. Имеешь много вещей — ты большой человек. И реклама, воздействуя на самые наши глубинные эмоции, программирует нас на потребление ненужных вещей.
Давайте разберемся: на самом деле, если отбросить понятие моды и общественное мнение, сколько комплектов одежды нужно человеку на каждый сезон? Пусть 3 взаимозаменяемых комплекта — постирал, высушил, одел. Сколько нужно дамских сумочек, чтобы носить с собой разные мелочи? Довольно одной, пока не износится. Насколько большой нужен в дом телевизор? Лучше бы вообще никакого. Вероятно, большинству из вас эти идеи покажутся странными, и даже не понравятся. Что это за жизнь, когда у меня всего 3 комплекта одежды на сезон, скажете вы? Однако, постарайтесь найти в этой идее рациональное зерно. Вы каждый день сжигаете себя на работе, чтобы получить 15 комплектов одежды. На что вы меняете свою жизнь? Вы продаете драгоценное время жизни, которое невосполнимо в обмен на тряпки. Не думаю, что зарабатывая эти деньги вы в этот момент безмерно счастливы, целостны и безмятежны. Поймите, все взаимосвязано. Пока вы не поймете, что чрезмерное потребление товаров — это не естественная потребность человека, а навязанная нам философия, навязанная специально с целью получения отдельными людьми большей прибыли, вы не сможете правильно относиться к своей жизни, к своей работе, не сможете выровнять баланс своих Хочу и Надо.
Есть классная книжка «Хватит вести себя как богач, начни жить, как настоящий миллионер». Это продолжение книги «Ваш сосед — миллионер». Томас Стэнли. Там подробно написана идеология потребления. По-настоящему богатые люди, потребляют гораздо меньше, чем «подражатели» — люди без граша за душой, спускающие все на потреблядство. Я не могла понять, зачем тогда этим миллионерам деньги? И прочитав эту книгу я поняла. Если человек покупает такой же костюм, как у Дональда Трампа, это не делает его Дональдом Трампом, бизнессменом, строящим небоскребы. НО! Окружающие, начинают к нему относится более уважительно, КАК БУДТО, у него действительно есть какие-то реальные достижения.
А миллионерам — не важны деньги и костюмы, им важны реальные достижения, Сэм Уолтон, создатель Уолл Март, не ради денег на новые костюмы его создавал, а потому что хотел создать розничные гипермаркеты, его увлекала идея. Поэтому он ездил на охоту в стареньгом фургончике, со своим псом и старым ружъем Ремингтон, он и так крут. А вот офисный планктон — пусть покупает золоченые ружья, им больше предъевить нечего на суд публике.
Точно! Хочу почитать эту книгу, пока не читала.