«Как перестать расстраиваться от критики? Я на работе каждый день испытываю стресс. Если кто-то скажет, что у меня ошибки в отчёте или что я сделала что-то не так, я сильно расстраиваюсь, готова сгореть от стыда!  Не могу себя потом собрать в кучу, чтобы нормально работать. А чтобы не допускать ошибок – по сто раз все проверяю, работаю медленно, остаюсь допоздна, дома муж уже ругается, но ничего не могу поделать, такая вот я ответственная. Что делать?»

Ваша излишняя реакция на критику имеет корни в детстве. Наверняка, родители говорили вам, что делать ошибки – это очень плохо, ужасно и недостойно, что вы должны быть совершенной и делать все идеально, чтобы не подвести маму или папу. И вас стыдили за плохо сделанные дела.

Так как ребёнок все воспринимает от родителей как истину, и очень близко к сердцу, у вас навсегда закрепилась именно такая эмоциональная реакция на критику – стыд и вина, которая мешает вам жить. Как только вас кто-то начинает критиковать, вы впадаете в детское состояние и испытываете то же самое, что испытывали, будучи ребёнком.

Давайте определим, какова нормальная взрослая реакция на критику. Нужно научится различать конструктивную критику и деструктивную.

В конструктивной критике есть рациональное зерно, это, скорее, обратная связь, которая помогает вам в следующий раз лучше сделать свою работу. С помощью конструктивной критики вы обучаетесь и развиваетесь.

Деструктивная критика содержит лишь личное мнение критикующего о вашей работе, вашей личности, не несёт образовательный ценности и, по сути, обратной связью не является. Такая критика не может быть полезной для вас.

Первый тип критики нужно научиться принимать с благодарностью, понимая, что это будет развивать вас и сможет сделать вас настоящим профессионалом в работе. Относитесь к ней с любопытством.

Конечно, если человек переходит на личности или выражается грубо, можно дать ему обратную связь о форме преподнесения информации, сказать, что с вами так не нужно, вам неприятно, но вы цените его готовность дать вам обратную связь.

А вот второй тип критики абсолютно бесполезен. Кроме негатива для вас он ничего не несёт. Поэтому смело останавливайте такой поток «информации» в свою сторону и просто выходите из контакта.

Если дело касается рабочих процессов, попробуйте научиться сами вычленять конструктивную критику и из любого общения с начальством и коллегами. Если вам говорят, что отчёт не годится, вместо того, чтобы впадать в ступор и расстраиваться, уточните, что именно не так, как это лучше сделать, попросите научить вас или привести удачные примеры. Постепенно этот процесс начнет вам нравиться, и вы перестанете болезненно воспринимать критику.

А вы обычно различает конструктивную критику и деструктивную? Как на нее реагируете?

Поделиться полезной статьей: